Теория была предложена Фредериком Герцбергом в 1959 году в работе “Мотивация на работе”. Эта теория по своей сути является эмпирической, т.е. результатом обработки большого количества экспериментальных данных.
Согласно Герцбергу, все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:
1) факторы-мотиваторы, определяющие удовлетворенность работой;
2) гигиенические факторы или факторы контекста, определяющие неудовлетворенность человека своей работой.
К факторам-мотиваторам относятся:
· возможность достижения и признание успеха;
· интерес к данному виду деятельности;
· ответственность;
· продвижение по службе;
· возможность профессионального роста.
Значение этих факторов оценивается людьми только положительно и в наихудшем случае может быть равно 0.
К гигиеническим факторам относятся:
· способ управления и политика администрации;
· условия труда;
· межличностные отношения на рабочем месте, т.е. отношения с начальником, коллегами и подчиненными;
· заработок;
· степень непосредственного контроля за работой;
· влияние работы на личную жизнь.
Значение этих факторов оценивается людьми только отрицательно и, в наилудшем случае, может быть равно 0.
Можно отметить, что факторы-мотиваторы Герцберга по сути своей совпадают с потребностями высоких уровней Маслоу, а гигиенические факторы - с потребностями низких уровней. Существенная разница между этими теориями заключается в том, что согласно Маслоу предоставление работнику возможности удовлетворить свои первичные потребности стимулирует его к повышению производительности. А согласно Герцбергу работник вообще начинает обращать внимание на гигиенические факторы только в том случае, если считает их реализацию несправедливой. Теплостойкость