Реализация планов осуществляется в динамичной и неопределенной среде. Факторы внешней среды можно разделит [5]:
1) по отношению к организации - на внешние и внутренние;
2) по степени измеримости - на количественные и качественные;
3) по степени контролируемости организацией - на неконтролируемые, полуконтролируемые и контролируемые.
Среди множества внутренних факторов в [5] выделяют:
· маркетинг;
· финансовое состояние;
· производство;
· состояние персонала;
· внутреннюю культуру предприятия.
При изучении такого фактора как маркетинг основное внимание уделяется следующим областям.
1. Доля рынка и конкурентоспособность. Здесь определяется разница между долей рынка, принадлежащей предприятию, и той долей, которую предприятие хочет получить в результате реализации своих планов. Следует учитывать, что для прибыльной работы предприятию не обязательно контролировать весь рынок. Примером могут служить автомобили типа “Джип” и “Роллс-Ройс”, каждый из которых занимает очень незначительную долю автомобильного рынка, но приносит немалую прибыль.
2. Ассортимент предлагаемых изделий. В настоящее время практически отсутствуют предприятия, способные долго продержаться на рынке, предлагая одно изделие.
3. Демографическая ситуация на рынке, которая очень важна для планирования, поскольку изменение демографической ситуации может привести либо к сокращению, либо к увеличению потребления продукции предприятия.
4. Возможности продвижения на рынок новых товаров и возможности опережения в этом конкурентов.
5. Эффективность предпродажного и послепродажного обслуживания клиентов, которое позволяет сохранить лояльность клиентов по отношению к компании.