Первым психологом, который обратил внимание руководителей на влияние потребностей на мотивацию персонала, был Абрхам Маслоу, опубликовавший в 1943 г. работу "Теория человеческой мотивации".
Маслоу разделил потребности на 5 категорий:
· физиологические, удовлетворяя которые человек может выжить, это потребности в еде, одежде, жилище;
· безопасности и уверенности в будущем, включающие потребности в защите от физического и психологического нападения окружающих и в уверенности, что физиологические потребности будут удовлетворяться в будущем;
· социальные, т.е. потребности ощущать себя членом какой-либо общности, иметь социальные контакты, ощущать привязанность и поддержку;
· уважения - это потребность в признании личных качеств или достижений;
· самовыражения, т.е. потребность в реализации своих потенциальных возможностей, в росте как личности.
Согласно Маслоу эти потребности можно расположить в виде иерархической структуры (см. рис. 5.2).
Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными, т.е. врожденными или потребностями низших уровней.
Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражения являются вторичными, т.е. приобретенными, или потребностями высших уровней.
Согласно Маслоу, если у человека существуют две потребности разных уровней, то доминирующей, т.е. определяющей его поведение, является потребность более низкого уровня.
Поскольку с развитием человека потребности высших уровней постоянно расширяются, то они никогда не могут быть полностью удовлетворены, и поэтому мотивация поведения через потребности бесконечна.